Поколения сменяют друг друга, но не меняется сакральность темы Второй мировой войны и Великой Отечественной Войны. Не меняется и понимание, что та война принесла много боли и разрушений советскому народу. И главная наша задача – хранить и беречь память о тех, кто не вернулся, о тех, кто остановил машину войны. Мы должны быть достойны этого наследия, не забывая те страшные 1418 дней.

Современные студенты провели исследование, касающееся их специальностей, рассмотрев будущий профессиональный путь в военной ретроспективе. Эти студенты придут на смену креативным специалистам столицы, эти студенты отработают в будущем ни одну рабочую смену и сейчас они напоминают ту самую креативную молодежь, для которой печатался культовый журнал «Смена».

Перед вами размышления и визуальные исследования о полиграфии от подрастающей смены профессионалов.
Поколения сменяют друг друга, но не меняется сакральность темы Второй мировой войны и Великой Отечественной Войны. Не меняется и понимание, что та война принесла много боли и разрушений советскому народу. И главная наша задача – хранить и беречь память о тех, кто не вернулся, о тех, кто остановил машину войны. Мы должны быть достойны этого наследия, не забывая те страшные 1418 дней.

Современные студенты провели исследование, касающееся их специальностей, рассмотрев будущий профессиональный путь в военной ретроспективе. Эти студенты придут на смену креативным специалистам столицы, эти студенты отработают в будущем ни одну рабочую смену и сейчас они напоминают ту самую креативную молодежь, для которой печатался культовый журнал «Смена».

Перед вами размышления и визуальные исследования о полиграфии от подрастающей смены профессионалов.
Во время войны каждый человек думал лишь о том, как выжить, и куда спрятаться со своей семьей и близкими. Но почему многие специалисты решили остаться на своей работе, или заниматься ею на фронте? Во время Великой Отечественной большинство ресурсов было перенаправлено на промышленность СССР. И конечно, с риском для жизни работали и полиграфисты. В военные годы печатники, дизайнеры, наборщики и художники трудились в самых жестких и разнообразных условиях. Московские типографии трудились зимой 1941–1942 годов, а ленинградские во время блокады (1941–1944 годов).
Несколько эвакуированных предприятий работали в тылу. И, что самое интересное, полиграфисты печатали не только листовки и газеты, но и художественную литературу, учебники, и даже советские плакаты, фантики для конфет. На самом деле это говорит о том, что люди надеялись на спокойное будущее.
Они верили – война скоро закончится, и все вернется на свои места. Кстати, еще работа помогает отвлечься от внешних проблем. Может, это тоже было причиной неустанной работы?
название:
"Важные книги"

авторы:
Гутмиллер Гертруда
Малинина Екатерина
Кущян Маргарита
Хлынёнков Александр
Степанов Георгий
Барышникова Екатерина
Дворянина Дарья
Минаева Софья
Соломатина Софья

Война – это очень тяжело и больно. Когда война отечественная – это боль целых поколений. Ее отражение мы можем найти в письмах, газетах, фильмах и книгах.

Авторы сделали подборку книг о войне в самых разных ее проявлениях. В подборку вошла российская и зарубежная классика. Молодые специалисты разработали новый дизайн книжных обложек, выразив основные смыслы книг через визуальные образы.
Большинство мужчин-полиграфистов ушли на фронт, и к печатным станкам, наборным кассам пришли женщины и дети. К слову, и на фронте нужны были типографии с опытными специалистами. И даже если не хватало знаний, солдаты учились печатному делу прямо на месте. В войну подобное экстренное обучение стало обычной практикой. Фронтовые "типографии" выпускали газеты, инструкции и агитационные листовки — все то, чего требовало время. В наиболее сложных условиях работали партизанские типографии на оккупированных территориях.
Современные задачи полиграфистов сложно сравнивать с тем, что приходилось решать печатникам, технологам и даже доставщикам в тылу врага. Где достать шрифты? Бумагу? Оборудование? А краску? Как печатать без станка? Если типография резко снимается с места, уходя от преследования, то это лишь небольшая часть рабочих трудностей подпольщиков.
название:
Серия плакатов "Люди?"

авторы:
Белова Мария и Колесникова Светлана
Плакаты выполнены минималистично, ведь об ужасах войны уже и так много сказано. Авторы выбрали концептуальный стиль для выражения самых простых идей на разных уровнях. Чисто черный прямоугольник, который символизирует траур. Фрагмент статистики рождаемости 1945 года как прямое доказательство, что подобные разрушительные события приводят к исчезновению главного – самой жизни. Фотография из концлагеря Майданек, места, откуда не возвращались.
В армии уже с 1942 года насчитывалось 13 фронтовых, 93 корпусных и армейских и более 600 дивизионных газет. Разовый тираж выходивших на фронте газет достигал 6 миллионов экземпляров. Вместе с центральными военными газетами издавались газеты ударных, танковых, флотовых и воздушных армий. С печатных станков выходили специальные газеты для партизан, для населения временно оккупированных врагом территорий, и даже для немецких военнопленных.
В походных типографиях за время войны было выпущено около 2000 годовых комплектов. В «особых» условиях работали журналисты Ленинграда. Все 871 день оккупации в городе печатались основные центральные издания, выходила местная «Ленинградская правда», военная газета «На страже Родины», областная газета «Смена», а также многотиражки «За трудовую доблесть». Бумага для изданий доставлялась по «дороге жизни», а матрицы центральных газет — самолетом.
название:
Серия открыток "Лица той войны"

авторы:
Цоцория Элина и Мальцева Алина
Серия открыток, посвященная лицам той войны. Детским лицам. Авторы использовали приглушенные цвета как метафору приглушенной военной жизни, непрожитого детства. Персонажи открыток не улыбаются, ведь в войну поводов для радости не так уж и много. Это очень резкое состояние общества, при котором самые простые права, такие, как право на жизнь, постоянно и беспрецедентно нарушаются.
Во время войны продолжали выпускать и книги. В основном это были справочники для солдат и партизан по артиллерийскому делу. Еще были русско-немецкие разговорники и словари, чтобы проводить допросы пленных. Все это помогло ускорить разгром врага. Одна из подобных книг карманного формата за годы войны прошла несколько переизданий. Это был «Спутник партизана», 1942 год.
Война изменила даже детскую литературу. Например, издательство «Детгиз» выпустило в 1943 году книжку «Оружие пехоты», которая была адресована школьникам. Фактически это был учебник с множеством иллюстраций по военному делу, который рассказывал об использовании оружия подрастающим поколениям. В другой книге того же издательства «Азбука автотракторного дела» в 1942 году появилась глава о советских и немецких танках. Отчасти, книга была адресована и тем, кто заменил ушедших на войну взрослых.
название:
Серия плакатов "Крылья Победы"

авторы:
Долженкова Алина
Победа в Великой Отечественной Войне – торжество мира над чудовищной машиной смерти. Автор плакатов использовала для выражения идеи пастельные тона и мягкие контуры, чтобы подчеркнуть тот образ, который держали в голове наши великие предки. Образ чистого мирного неба над головами своих детей.
Объем газет, выпускавшихся в подполье, постоянно увеличивался. Зимой 1941–1942 годов полиграфистами издавалось более 20 газет, а в 1942–1944 года их число достигло 270. Партизанские типографии были по всей стране, даже в пещерах горной части Крыма, на Долгоруковском массиве. Распространялись такие газеты среди регионов, которые были захвачены врагом. Партизанская газета содержала рассказы очевидцев, сводки с фронтов и информационные материалы, которые были приняты по радио из Москвы (радио тогда было далеко не у всех).
Увеличился объем полиграфии, которая выпускалась на оккупированных территориях (аудитория более 80 миллионов человек). Издавались «Вести с Советской Родины», «За Советскую Украину» и областные газеты. Издания отпечатывались в Москве, и уже оттуда распространялись через партизан, подпольщиков и доставщиков. Кстати, газета «Рабочий путь», что доставлялась в Смоленскую область, в 1942 сделала специальный выпуск «Малютка». Маленькое по формату издание, которое зимой оформляли красной полосой на обложке, чтобы на снегу газета была более приметна.
название:
"Помни"

автор:
Куретова Алла
"Память" – открытка о ветеранах и детях войны, о смелых и отважных людях, на чью жизнь выпали слишком тяжелые испытания. Автор попыталась аккумулировать послание ветеранов будущим поколениям в одно емкое сообщение –не повторяй пути насилия и ненависти, вспомни своих дедов.
название:
"Агония"

автор:
Дьячкова Александра
"Огонь войны" – открытка в стиле суперфлет, навеянная работами японского художника Такаси Мураками, освещающего в своих произведениях послевоенную культуру. Иллюстрация передает образы разрушения и страха, верных спутников войны. Автор показывает нам состояние агонии, в котором сгорает надежда, любовь и сама человечность.
название:
"Рожь"

автор:
Пахомова Екатерина
"Рожь" – работа о послевоенном времени. На ней изображен отдыхающий солдат и девушка. В женском персонаже можно увидеть несколько смыслов – мать, жена, родина. Эта женщина с благодарностью и любовью смотрит на своего защитника и спасителя.
Минская газета «Звезда» печаталась в квартирах. Первый номер был набран материалами типографии имени Сталина, захваченной немцами. Все необходимое для печати было секретно вывезено. Последующие номера были отпечатаны с недостающими шрифтами, которые пополнялись через работающих в типографии людей. На смену деревянного наборного ящика было сшито более 200 мешочков, в каждом из которых были литеры одной типографской буквы или знака. По схеме кассы, которую начертили на бумаге, мешочки раскладывали на стол. В таком виде, она была готова для работы. Именно так, мобильную «типографию» было легко переносить с места на место в случае опасности.
Отдельного внимания заслуживает газета «Народный мститель», которую белорусские подпольщики печатали в районе города Жиздры. Весной 1943 года после жестоких боев немцы направили дополнительные силы на уничтожение партизан. Тогда в отряде кончилась вся бумага, а самолеты с Большой земли не смогли бы ее доставить. Газеты были в тот момент особенно нужны, поэтому партизанский печатник Петр Федорович Кирюшин начал искать выход из этой ситуации. Он пришел к выводу, что газеты можно отпечатать на бересте.
название:
"И пусть не меркнет солнце над нами"

авторы:
Гречко Софья и Архипова Анна
Власова Ирина
Мартьянова Александра

Серия работ об ощущениях в День Победы. Мы вспоминаем тех, кого с нами уже нет. Мы с нежностью и гордостью смотрим на ветеранов в орденах, на этих прекрасных сильных людей, встречающих праздник 9 мая со слезами на глазах. Мы не знаем звука взрывающихся снарядов и мы благодарны за это.
Газеты на бересте имели формат А4, а один фальц (АЗ в развороте) целых четыре полосы, на которых умещалось по тринадцать разных заметок. Тираж был небольшой, примерно 50 экземпляров, но зато газеты выходили четыре раза в неделю. Распространялись газеты по отрядам среди населения пяти районов, захваченных немцами. Весной 1944 года, во время крупной карательной операции, фашисты узнали место нахождения партизанской типографии. В последний момент полиграфистам удалось сбежать в лес и унести с собой набор и некоторое оборудование.
Около недели, по пояс в ледяном болоте, печатники убегали от преследования. Чтобы было легче идти, они бросили последние сухари, но никак не бумагу и оборудование. Кстати, береста была не единственной полезной находкой для подпольщиков. Когда заканчивалась краска, специалисты использовали черничный сок. А в типографии «Второй минской партизанской бригады» нехватку бумаги помогали восполнять местные жители. Они срывали со своих стен обои и передавали их в отряды для печати листовок и небольших плакатов.
название:
"Человек"

авторы:
Снеговая Екатерина
Человек может созидать, а может уничтожать. И всегда это выбор. Выбор каждого и выбор всех. Работа о мыслях, чувствах и эмоциях. Обращаясь к зрителям, автор говорит – ваш выбор только в ваших руках. Герои прошлого выбрали мир и труд. Нам нельзя этого забывать.
В послевоенные годы началось восстановление полиграфической промышленности. Были реконструированы главные типографии в Москве, Ленинграде и остальных крупных промышленных центрах страны. Дополнительно было построено 3500 районных типографий. В начале 1949 года функционировали уже около 6000 полиграфических компаний, в которых трудились 190 000 человек. Также, выросла и концентрация производства. В 1950 году примерно ¾ тиражей продукции приходилось на 16% всех полиграфических предприятий.
название:
"Спасибо"

авторы:
Халькина Софья и Грушина Варвара
Круглов Николай
Казанская Ксения и Марченко Вера
Колотилова Жанна
Ланцова Надежда
Ратушняк Михаил

Слова благодарности не выражают всех чувств, которые мы испытываем к тем, кто совершил настоящий подвиг народа. Но все же мы продолжаем говорить нашим ветеранам Спасибо! Обращаясь к культуре советских открыток, авторы передали свои эмоции через небольшой артефакт – почтовую открытку, сказав тем самым спасибо за нашу жизнь сегодня.
Прорыв в развитии советской полиграфии случился в 1950-х, которые были ознаменованы строительством самых мощных полиграфических предприятий. Тогда были построены крупнейшие типографии: Калининская, Ярославская, Саратовская для издания учебников, новое объединение типографий для газеты «Правда», Калининская для детской литературы. Были реконструированы старые и построены несколько новых корпусов типографии для издательств: «Красный пролетарий», «Молодая гвардия», фабрики «Детская книга». За период 1960–1970 годов было введено в строй больше 400 новых компаний, восстановлено и расширено более 1000 типографий. На начало 1973 года действовало 3200 полиграфических предприятий. Советские станки непрерывно работали для обеспечения страны лучшей полиграфией. Сейчас почти ничего не изменилось. Новые креативные специалисты привносят в отрасль свежие идеи, считая книги, журналы и листовки – неотъемлемой частью современной жизни.
название:
"Вечная музыка"

авторы:
Кобызева Мария
Волин Захар
Кузнецова Кристина
Агашкова Елизавета
Дементьева Таисия
Тимофеева Дарья

Музыка позволяет хранить воспоминания, чувства и транслировать их будущим поколениям. Музыка поддерживает, успокаивает, воодушевляет и заставляет задуматься.
Знаменитые песни Победы получили новое оформление, новый визуальный язык с помощью авторских иллюстраций. Эта вечная музыка всегда будет звучать в наших сердцах.