Коллективы Победы
Выставка Музея профессионального образования города Москвы
КОЛЛЕКТИВЫ ПОБЕДЫ
Выставка Музея профессионального образования города Москвы
Выставка «Трудовые коллективы — всё для Победы», посвященная вкладу воспитанников системы трудовых резервов в обеспечение фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны. Эта экспозиция особенно актуальна в современных условиях. В ней отражена идея того, что именно рабочие руки двигают вперед производства, что на плечах рабочих коллективов стоит технологический и идеологический суверенитет нашей страны.
О ВЫСТАВКЕ
Когда команда Музея профессионального образования Москвы начала работать над концепцией выставки в Музее Победы, мы не сомневались в теме — нам нужно показать определяющую роль коллектива в достижении общего результата. Ведь когда человек ощущает себя частью большого, он становится сильнее. Трудовые коллективы отличает целеустремленность, сплоченность, ценностное единство.

Система профессионального образования, основы которой были заложены в 20-е годы XX века, также выстроена на идее коллектива, реализованной в массовых масштабах: педагогические коллективы училищ, школ ФЗУ, техникумов готовили будущих членов коллективов заводов и фабрик.

Выставка «Трудовые коллективы — всё для Победы!» создавалась так, чтобы ее материалы могли быть использованы любой образовательной организацией в любом регионе России и за ее пределами.

Основная часть экспозиции представлена специально созданными плакатами, которые доступны для скачивания на сайте Музея профессионального образования Москвы.

Каждый из 12-ти плакатов посвящен конкретному срезу профессионального образования и выдающимся коллективным практикам. Они могут быть использованы как отдельные элементы экспозиций, так и в единой серии.
Вторая часть экспозиции представляет собой экспонаты — исторические артефакты. Мы выбрали самые распространенные для школьных военно-патриотических коллекций предметы, которые с одной стороны, поддерживают основную идею экспозиции о коллективном производстве и массовом применении технологий и изобретений, с другой стороны, могут рассказать о профессиональном образовании и Великой Отечественной войне через личные истории тех, кому они принадлежали.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ
ДО НАШИХ ДНЕЙ
Профессиональное образование сегодня
Современные техникумы и колледжи Москвы — это технологичные образовательные организации, которые предоставляют обширный выбор профессий. Благодаря тесному сотрудничеству с предприятиями и непрерывной включенной работой педагогического состава выпускники не только хорошо ориентируются на актуальном рынке труда, но и сами являются востребованными специалистами.
(1) Профессиональный выбор
(2) Массовое образование
(3) Качество
Становление системы профессионального образования
  • 1920–1930
    Московская система профессионального образования основывается на предметном изучении учебного и производственного материала.
  • 1923
    В Москве открыт Московский индустриально-педагогический институт. Это первый вуз, который готовит преподавателей профессиональной школы.
  • 1924
    Всесоюзный съезд по рабочему образованию провозглашает принцип узкой специализации: теперь ученик прикреплен к определенной машине. Пройдя обучение, он работает именно на ней.
  • 1928
    Народный комиссар просвещения РСФСР А. В. Луначарский объявляет, что технический прогресс сделает из «рабочих-автоматов» рабочих-инженеров.
  • А. С. Макаренко (1888−1939)
    советский теоретик образования и педагог о воспитании рабочих
    «Мы желаем воспитать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря, он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязанности перед классом… Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день».
Формы получения профессионального образования после 1920 года
• школы фабрично-заводского ученичества
• курсы
• учебно-показательные мастерские
• школы рабочих подростков
• техникумы
• школы молодежи на стройках
• рабочие факультеты и др.
Создание системы Государственных трудовых резервов СССР
«…Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности… Перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания трудовых резервов для промышленности…»
2 октября 1940 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР».
«…Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности…
…Перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания трудовых резервов для промышленности…»
2 октября 1940 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР».
Государственные трудовые резервы СССР — система организованной плановой подготовки рабочих кадров из городской и сельской молодежи
  • Составляющие
    образования
  • Теория в учебном заведении
  • Практика на производстве
  • Спорт как часть жизни
  • Культурные мероприятия в свободное время
  • Участие в общественной жизни
Направления обучения, появившиеся после указа 1940 года:
(1) Ремесленные училища с двухлетним курсом для подготовки квалифицированных рабочих: металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и других профессий
(2) Железнодорожные училища с двухгодичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта
(3) Школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с шестимесячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий
  • /ученики/
    В училища не поступали, туда ежегодно призывались от 800 тысяч до 1 миллиона человек рабочей и колхозной молодежи. Образование стало делом государственной важности.
  • /Условия обучения/
    Обучение, проживание и питание были бесплатными. Учащиеся также обеспечивались одеждой, обувью, бельем и, конечно, учебниками.
  • /После учебы/
    Выпускники обязаны были проработать на государственных предприятиях четыре года, получая установленную на общих основаниях заработную плату.
Профессиональное образование во время Великой Отечественной войны
Во время Великой Отечественной войны было подготовлено 2 миллиона рабочих сложных и массовых профессий. Учащиеся ремесленных училищ изготавливали продукцию оборонного значения. Система профессионально-технического образования — это источник пополнения заводов и фабрик квалифицированными рабочими, заменившими взрослых рабочих, ушедших на фронт.
1941
1941
На начало 1941 года система трудовых резервов имела:
• 1550 учебных заведений, в том числе:
• 622 ремесленных училища,
• 122 железнодорожных училища,
• 806 школ фабрично-заводского обучения.
  • Принято решение Государственного комитета обороны СССР о переключении учебно-производственной деятельности учебных заведений трудовых резервов на выполнение военных заказов.
  • На восток эвакуировано около 300 тысяч учащихся и инженерно-педагогических работников училищ и школ трудовых резервов из районов страны, над которыми нависла угроза оккупации.
1942
1942
К концу 1942 года насчитывалось:
1726 учебных заведений, из них
• 532 ремесленных,
• 128 железнодорожных училищ,
• 678 школ фабрично-заводского обучения,
• 388 школ для молодежи дополнительного призыва.
  • Постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Детей в возрасте 14 лет и старше зачисляли в ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО на полное государственное обеспечение.
  • Постепенное восстановление сети учебных заведений трудовых резервов на освобожденной территории. Возобновлены занятия в училищах и школах ФЗО в Московской, Калининской, Тульской, Рязанской областях, Москве, Ленинграде и других городах.
1943
1943
Для детей воинов, партизан, советских и партийных работников, погибших от рук немецких оккупантов, создаются специальные ремесленные училища. К концу 1943 года:
• в 23 училищах
• ОБУЧАЛИСЬ 9 200 ЧЕЛОВЕК.
  • Постановление «О создании Всесоюзного добровольного спортивного общества учащихся и работников ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения "Трудовые резервы“».
  • Для подготовки мастеров производственного обучения были открыты первые индустриально-педагогические техникумы трудовых резервов в Москве, Свердловске, Куйбышеве и Ростове-на-Дону.
1944
1944
К началу 1944 года были открыты первые дома культуры трудовых резервов:
• в 8 городах Советского Союза.
• В Москве открывается Центральный дом культуры.
  • Конкурс учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО на лучшее произведение изобразительного и прикладного искусства".
  • В Большом театре в Москве проведен второй Всесоюзный смотр художественной самодеятельности трудовых резервов.
1945
1945
Закон СССР «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946−1950 гг.». Ставилась задача увеличить выпуск рабочих:
• до 1 200 000 рабочих в год,
• а всего подготовить за пятилетку 4 500 000 рабочих.
  • Постановление организовать 30 художественно-ремесленных училищ по подготовке мастеров художественно-отделочных работ и художественной промышленности.
УЧАЩИЕСЯ — ФРОНТУ
КОЛЛЕКТИВ И ИННОВАЦИИ
Жизненный цикл изобретения: от идеи до массового производства
Цивилизация — это результат последовательной работы множества людей: визионеров и изобретателей, педантов и инженеров, любителей находить суть вещей и, конечно, пользователей. Большинство вещей, без которых мы не мыслим своей жизни сейчас, — телефон, телевизор, поезд, самолет — разрабатывались методом проб и ошибок и были результатом работы большого коллектива.
Социалистические соревнования
Феномен соцсоревнований возник в советской трудовой культуре среди работников предприятий. Социалистические соревнования мотивировали людей работать лучше, качественнее и больше, придавали социальную значимость труду и добавляли игровой элемент в рутинные обязанности сотрудников предприятий.
Результат социалистических соревнований:
• снижение ресурсоемкости;
• увеличение производительности;
• улучшение технологий;
• совершенствование оборудования.
Принятые Московской партийной организацией меры по усилению руководства социалистическим соревнованием и совершенствованию производства обеспечили во второй половине 1942 года быстрый рост выпуска военной продукции.
Одна из форм социалистического соревнования — движение «двухсотников».
«РАБОТАТЬ ЗА СЕБЯ И ЗА ТОВАРИЩА, УШЕДШЕГО НА ФРОНТ!»
«РАБОТАТЬ ЗА СЕБЯ И ЗА ТОВАРИЩА, УШЕДШЕГО НА ФРОНТ!»
Движение инициировали молодые рабочие-комсомольцы, которые перевыполнили план на 200%, произведя в два раза больше продукции, чем ожидалось. Движение «двухсотников» породило и другие — «трехсотников», «пятисотников» и «тысячников». Все они основывались на перевыполнении плана при производства продукции.
Промышленность Москвы в годы Великой Отечественной войны
«Все для фронта!
Все для победы!»
«ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА!
ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!»
В условиях мобилизационной экономики Великой Отечественной войны государство составило эффективные планы перевода предприятий на военные рельсы.
Единый мобилизационный народно-хозяйственный план:
В результате концу 1941 года в Москве:
94%
всех предприятий (из 2000) выпускали качественную военную продукцию
498
предприятий были эвакуированы в безопасные регионы страны
Утвержден 30 июня 1941 года
Сотрудники заводов держали очень высокий темп работы с учетом отмены отпусков, графика «один через один» и 12-часового рабочего дня. Грамотное управление и трудовой героизм позволили промышленности достичь не только контрольных цифр плана, но и перевыполнить его. К 1944 году Москва стабильно обеспечивала граждан обувью, одеждой, предметами быта и даже детскими игрушками.
ВИНТОВКА МОСИНА
Один из ярких примеров результата коллективного труда и продукт массового производства — винтовка Мосина. Разработанная еще в конце XIX века винтовка Мосина была принята на вооружение в 1891 году. Однако она используется и по сей день, естественно, уже в сильно измененном виде. На основе винтовки Мосина и ее модификаций создан ряд спортивного и охотничьего оружия. Благодаря тому массовому производству винтовок стоимость производства была минимизирована.
(1) Модернизация
Массово использовалась до конца 1950-х и многократно модернизировалась. Последним из вариантов винтовки стал карабин образца 1944 года, отличавшийся наличием несъемного игольчатого штыка и упрощенной технологией изготовления.
Стоимость производства была снижена в 1,6 раза
СТОИМОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА БЫЛА СНИЖЕНА В 1,6 РАЗА
(2) Выпуск
В преддверии Великой Отечественной войны производство винтовки Мосина неуклонно росло:
• 1931 — 154 000;
• 1938 — 1 124 664;
• 1940 — 1 375 822 ;
Всего с 1941 по 1945 год было выпущено более 12 000 000 винтовок Мосина. Для сравнения: ППШ (пистолет-пулемет Шпагина) вышел тиражом около 6 миллионов.
(3) Скорости производства
Скорости производства Ижевского машиностроительного завода 74:
• До 1940 — 1 810 ед/сутки (660 706 ед/год)
• С 1941 — 12 000 ед/сутки (4 380 000 ед/год)
Спортивные модификации после Великой Отечественной Войны
На базе трехлинейной винтовки еще во времена СССР было создано несколько спортивных вариантов винтовок для целевой стрельбы. На зимних олимпийских играх в 1960 году советские спортсмены смогли оформить первое олимпийское золото с этим оружием.
Технологии победы на службе прогресса
Примеры изобретений, которые меняли нашу жизнь на протяжении XX века. Технологии, лежащие в их основе, использовались во время Второй мировой войны.
Из коллекции Музея профессионального образования Москвы.
Переносной фонарь дает возможность освещать путь и на фронте, и в тылу.
Оптика и вооружение — это неразделимые понятия.
В 1949 году начинается первый массовый выпуск телевизоров КВН.
Первый корабль, который поднял человека на околоземную орбиту.
Первый фильм был снят и показан в самом конце XIX века.
В послевоенное время рабочие профессии и технические специальности получают невероятную популярность.
Спортивные трофеи
После войны понятие «трудовые резервы» приобретает новое значение: теперь это спортивное общество, которое дало стране множество прославленных имен. Интерес к спорту в столице живет благодаря поддержке со стороны горожан: в каждом дворе, как и сегодня, появляются спортивные площадки, при школах действуют спортивные секции. Даже те, кто не хочет заниматься спортом, вовлечены в него: интересуются соревнованиями, болеют за отдельных спортсменов и любимые команды. В XXI веке спортивные мероприятия мирового масштаба в столице стали привычными. В XX веке такие события случались гораздо реже, поэтому летние Олимпийские игры, которые Москва принимала в 1980 году, запомнились надолго.
Книга — результат коллективного труда
КНИГА
Книга — одна из самых ценных вещей, принадлежащих нашей цивилизации. Книги существуют практически так же долго, как существует человечество. С самого первого своего появления книга апеллирует к разуму и чувствам, дает представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, сохраняет лучшее, что накопило общество.

Меняется форма подачи информации, меняются материалы, с помощью которых создается книга, но не меняется суть.
Современное книгоиздание — это огромная важнейшая отрасль, в которой задействовано множество профессионалов, но, как и ранее, результат труда этих профессионалов создает и поддерживает идеологический суверенитет нашей страны.
Современное книгоиздание — это огромная важнейшая отрасль, в которой задействовано множество профессионалов, но, как и ранее, результат труда этих профессионалов создает и поддерживает идеологический суверенитет нашей страны.
Для создания и распространения книг и других печатных изделий используется профессиональный труд многих и многих влюбленных в свое дело людей.
  • А. И. Герцен
    «Книга — это духовное завещание одного поколения другому… Вся жизнь человечества оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась…»
Есть книги-мученицы: их сжигали на кострах, есть книги-героини. Создать книгу — это творческий подвиг писателя, но сделать книгу, чтобы другие имели возможность ее читать, — это высокое полиграфическое искусство.
Качество книги — это мастерство полиграфии
Полиграфия — размножение письма и рисунка, союз техники и рисунка.
Как получается книга?
(1) Самое главное — творческий замысел автора.
(2) Редакторы помогают наилучшим образом передать этот замысел в тексте.
(3) Оформители (художники, дизайнеры, верстальщики) визуально воплощают текст посредством шрифтов, иллюстраций, композиционных решений расположения изображений и текстовых блоков.
(4) Верстальщики создают оригинал-макет в соответствии с заданием.
(5) Корректоры исправляют все ошибки, в том числе и те, что допущены при верстке.
(6) Технологи осуществляют печать по заданным параметрам качества.
(7) Мастера послепечатной обработки режут листы, скрепляют их в блоки, осуществляют дополнительную обработку, пакуют отпечатанные материалы и готовят их к доставке в конечный пункт.
Потребность народа в печатных изданиях на фронте и в тылу
Книги нужны в любые времена: они широко издавались даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Это было возможно благодаря слаженной коллективной работе авторов, издателей, полиграфистов.

Часть издательств была эвакуирована на восток страны, и это позволило продолжить работу без потери качества и почти без уменьшения объемов производства. Оставшиеся издательства, несмотря на сложную ситуацию, продолжали функционировать и выпускали книги, брошюры и плакаты.
Потребность в информационном источнике на фронте
> 255 млн экз.
книг и брошюр было отправлено на фронт за время войны
256 тыс.
специально укомплектованных библиотечек (небольших собраний книг для общего пользования в каком-либо коллективе (цехе, полку, и т. п.)
Потребность в производственно-технических изданиях в тылу
Миллионы людей, включая женщин и подростков, овладевали новыми профессиями в промышленности и сельском хозяйстве, заменяя ушедших на фронт. В этом им помогали КНИЖНЫЕ СЕРИИ МАШГИЗ:
«В помощь новому рабочему-машиностроителю»
«В помощь рабочим массовых профессий»
Потребность в книге, несущей надежду и уверенность в Победе
Библиотеки, избы-читальни, клубы устраивали коллективные читки. Были случаи создания книг-самоделок, когда дети записывали рассказы героев войны, оформляли и переплетали их.

Сильно вырос спрос на патриотическую литературу, книги, поднимающие общественные и политические темы. Активноиздавались книги малого объема и небольшого формата — их покупали с большей легкостью и читали с удовольствием.

В 1943 году был создан Государственный фонд литературы. По задумке государства литература должна была быть массовой и доступной. Цены на книги и учебники постоянно снижались.
Книги о героях:
  • Популярностью пользовались книги, посвященные полководцам, героям войны, знаменитым историческим личностям:
  • Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Дмитрию Пожарскому, Козьме Минину, Александру Суворову, Михаилу Кутузову.
  • В издательстве «Правда» вышла повесть писателя, поэта, фронтовика Константина Симонова «Дни и ночи». Выходили большие тиражи стихотворных сборников поэтов:
  • Бориса Пастернака, Ольги Берггольц, Александра Твардовского.
Книгоиздание в годы Великой Отечественной войны
Довоенный период / 1938–1940 = период в 3 года
  • 130,6 тыс.
    названий книг
  • 1875,4 млн
    общий тираж
  • 43,3 тыс.
    (в год) среднегодовой показатель названий
  • 625 млн
    (в год) среднегодовой показатель общий тираж
Военный период / 19411945 = период в 5 лет
  • 109,1 тыс.
    названий книг
  • 1691,7 млн
    общий тираж
  • 21,8 тыс.
    (в год) среднегодовой показатель названий
  • 338,4 млн
    (в год) среднегодовой показатель общий тираж
Что выпускалось в период с 1941 по 1945 год?
Основной была литература военной направленности. Но несмотря на все трудности военного времени, книжные издательства выпустили за годы войны:
170 млн
экземпляров художественной литературы
111 млн
экземпляров учебников всех видов
60 млн
экземпляров детской литературы
ПОДЪЕМ ТИРАЖНОСТИ КНИГ
Сокращение
объема
книги

сохранение затрат труда, бумаги, денежных средств и загрузки производственных мощностей
Увеличение
среднего
тиража

выпуск большего числа продукции
  • Результат:
    в 1942 году средний объем книги был почти в три раза меньше, чем в 1940-м, в то время как средний тираж увеличился более чем в два раза.
  • Минусы:
    Экономичное полиграфическое исполнение и упрощение художественного оформления печатной продукции.
  • Плюсы:
    Увеличение числа выпущенных изданий, уменьшенный формат книги соответствовал условиям военного времени, поскольку упрощал транспортировку и хранение.
МОСКВА — ВЕДУЩИЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПЕРИОДИКИ
МОСКВА — ВЕДУЩИЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПЕРИОДИКИ
Москвичи выпускали книги, плакаты, периодические издания.
>100 заводских многотиражек выходило в годы войны в Москве.
Газеты, издававшиеся в Москве в 1941–1945 годах:
Трудовой плакат времен Великой Отечественной Войны
Помимо книг массово печатались специальные плакаты. Они объединяют в себе текст и изображение, емко выражают любую мысль, что делает их незаменимыми, когда нужно быстро и четко передать важную идею.
В 1942 году появились «героические» плакаты с различными мотивами, которые были направлены на то, чтобы поддерживать работников тыла, в частности женщин, на чьи плечи легло обеспечение фронта оружием, обмундированием, пропитанием и т. д.
В 1942 году появились «героические» плакаты с различными мотивами, которые были направлены на то, чтобы поддерживать работников тыла, в частности женщин, на чьи плечи легло обеспечение фронта оружием, обмундированием, пропитанием и т. д.
На тему работы и жизни в тылу были созданы плакаты Виктора Иванова и Ольги Буровой «Учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО! Следуйте примеру героев фронта!..» и «Трактор в поле — что танк в бою!».
Надпись на рисунке, созданном Виктором Ивановым и Ольгой Буровой, обращена к молодому поколению учащихся, призывает повышать свой профессиональный уровень и производительность труда ради приближения Победы. На плакате изображены рабочие-сталевары, выплавляющие сталь. Из этой стали будет изготовлена военная техника, изображенная в верхней части плаката.
Плакат прославляет женский труд в поле на мужской должности тракториста и сравнивает трактор с танком в бою. На заднем плане виден проезжающий на фронт эшелон с красноармейцами и военной техникой, в небе видны летящие на фронт самолеты.
«Трактор в поле — что танк в бою!»
«Трактор в поле — что танк в бою!»
Слоган «Трактор в поле — что танк в бою!» не был далек от реальности. Тракторная база действительно активно использовалась в обороне.

СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) — марка гусеничного трактора, выпускавшегося с 1937 по 1952 год на тракторных заводах СССР. На его базе выпускался гусеничный тягач СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ, СТЗ-5 «Сталинец»). В начальный период ВОВ на шасси СТЗ-5 устанавливался гвардейский реактивный миномет БМ-13−16 «Катюша».
«В труде — как в бою!»
— девиз, под которым в военные годы работали жители Советского Союза.
«В труде — как в бою!»
— девиз, под которым в военные годы работали жители Советского Союза.
1940 г.
В народном хозяйстве было занято 31,2 млн человек, в 1942-м их число упало до 18,4 млн.
1940 г.
В народном хозяйстве было занято 31,2 млн человек, в 1942-м их число упало до 18,4 млн.
женщины и подростки
К заводским станкам вставали женщины и подростки, все стремились к максимальной оптимизации труда.
ЖЕНЩИНЫ И ПОДРОСТКИ
К заводским станкам вставали женщины и подростки, все стремились к максимальной оптимизации труда.
1942 г.
Если в 1939 году на производстве было занято лишь 6% молодежи младше 18 лет, то уже в 1942-м это число выросло до 15%.
1942 Г.
Если в 1939 году на производстве было занято лишь 6% молодежи младше 18 лет, то уже в 1942-м это число выросло до 15%.
1944 г.
Выработка продукции на одного рабочего в среднем возросла на 42%. В оборонной промышленности (авиационной, артиллерийской, танковой) она увеличилась на 70−90%.
1944 Г.
Выработка продукции на одного рабочего в среднем возросла на 42%. В оборонной промышленности (авиационной, артиллерийской, танковой) она увеличилась на 70−90%.
СКАЧАЙ И РАСПЕЧАТАЙ:
серия плакатов ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ
серия плакатов КОЛЛЕКТИВ И ИННОВАЦИИ
СЕРИЯ ПЛАКАТОВ КОЛЛЕКТИВ И ИННОВАЦИИ
серия плакатов КНИГА — РЕЗУЛЬТАТ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА