Тема 2
Профессиональное образование в Российской Империи
Реформы Петра I, а затем Екатерины II положили начало становлению светского образования, отвечающего экономическим и социальным потребностям Российской Империи в грамотных просвещенных служилых людях. Екатерина II задалась целью изменить предназначение школы. На первое место выдвигалось не образование, а нравственное воспитание.

Иван Иванович Бецкой, инициатор создания Императорского Воспитательного дома, основал свой проект на традициях русской благотворительности. Заложение каменного здания Дома состоялось 21 апреля 1764 года, в день рождения императрицы на Москворецкой набережной. Предназначался он для сирот и подкидышей.Мальчики и девочки в возрасте от 7 до 20 лет могли получить не только неплохое по тем временам образование, но и овладеть различными ремеслами, необходимыми городу. В 1772 году Бецкой разработал Устав Коммерческого училища для детей купцов. Коммерческое воспитательное училище при Московском Воспитательном доме получило имя мецената Прокопия Демидова.

22 сентября 1786 года в Москве было открыто Главное народное училище. Его программа была рассчитана на четыре года. В нём применялись прогрессивные методы обучения и учёта знаний учеников, была введена классно-урочная система. После школьной реформы 1804 года Главное народное училище было преобразовано в гимназию.

При правлении Николая I в сентябре 1830 года из Воспитательного дома выводятся ремесленные классы и создается Московское ремесленное училище, в котором обучались дети мещан, купцов и мастеровых. Ремесленные классы обосновались в Слободском дворце на Яузе. В 50-х годах XIX века оно было преобразовано в Московское техническое училище, а сейчас это всемирно известный Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.

Профессиональное образование как система сформировалось в России в 80–90-е годы XIX века. В 1889 году были утверждены уставы среднего, низшего технического и ремесленного училищ. Тогда же была произведена некоторая унификация типов учебных заведений. Курс обучения продолжался 3 года. Принимались мальчики от 11 до 14 лет. Большинство ремесленных училищ и школ были бесплатными. Стали открываться профессиональные училища для девочек.

По данным на 1910 год в Москве насчитывалось 112 учебных заведений среднего и низшего профессионального образования. В них получали образование более 17 000 учащихся. Огромную историческую роль в развитии профессионально-технического образования сыграло «Русское техническое общество».

Рубеж двух столетий ознаменовался величайшими научными открытиями. Были изобретены автомобили, паровозы, дирижабли, самолёты, радио, телефон, кинематограф. Бурное развитие промышленности требовало подготовки квалифицированных рабочих кадров, мастеров и техников.

Дополнительные материалы
1. Императорский воспитательный дом – благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. Подробнее на портале Мэра Москвы

2. Московское техническое училище – история легендарной «Бауманки» на портале университета

3. Портреты: Екатерина II, Прокопий Акинфиевич Демидов