Трудовая школа
Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов в стране в октябре 1918 года ввел положение «О единой трудовой школе РСФСР». Прежняя образовательная система, которая включала несколько различных типов школ, была упразднена. Единая трудовая школа состояла из двух ступеней : первая для детей от 8 до 13 лет, вторая — от 13 до 17. Обучение мальчиков и девочек стало совместным. Образование стало обязательным и бесплатным, а детям из малообеспеченных семей выдавались завтраки, пособия и форма.
...Наша школа не может не быть экономической, она не может не иметь отношения к хозяйству, так как хозяйство — это наша величайшая идея. Под словом «хозяйство» мы разумеем не только оборону от природы, не только заботу о выработке насущнейших условий самого существования общества, но равным образом и постепенное поднятие человека путем науки и техники до положения полного хозяина природы.

Вот почему, не только исходя из непосредственного педагогического наблюдения, что всякое знание усваивается лишь при практическом его прохождении, но и из самых глубин марксистского мировоззрения и хозяйственных навыков и тенденций пролетариата, педагог-марксист может выдвинуть лишь трудовую школу.
Выдержки из статьи первого наркома просвещения РСФСР Анатолия Васильевича Луначарского «Единая трудовая школа и техническое образование».  Первая публикация —«Вестн. проф.-техн. образования», 1920, № 5−7
Эти два этажа единой трудовой школы различаются потому, что маленькие дети школы первой ступени главным образом усваивают себе элементарные научные знания через посредство труда. Сам по себе труд, взятый раздельно, имеет здесь своей задачей упражнение рук, гигиенические цели, примыкает непосредственно к игре и т. п. Серьезного знакомства с производственными процессами для детей от 8 до 12 лет (а тем менее для дошкольников) предполагать нельзя.

Начиная с 13 лет дело может изменяться: труд может являться, не переставая быть опорой знания, также и самоцелью. Мальчики и девочки могут знакомиться с самим производством, его организацией, его основными процессами, его главными материалами и т. п.

Задача преподавателя всегда остается одна: использовать фабрику, завод, мастерские, хотя бы и специальные, так, чтобы выработать не специалиста, а личность, знакомую с тем, что такое производство вообще и его организация, каково разнообразие технических приемов, что есть общего в механической структуре различных фабрик и заводов и в чем существенная разница при применении к разным материалам разных технических методов и т. п.